Коллекция песен мужских казачьих хоров и фольклорных ансамблей

Слушать песни казаков

  • ВСЕ КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
  • О казачьих хорах

    Видео о казаках




    О хоре Жарова

    ...На сцене он не просто управлял, он создавал и сам настолько упи­вался своим творением, что невольно зара­жал им слушателей. Дальше…

    Станичные песни

    Любят попеть в Кременской станице... В темноте летнего вечерка кто-нибудь каш­лянет и песню заиграет: «Запи-са-ли казака на службицу...» Полностью…

    Заметка о той части казаков-некрасовцев, которые переселились из Турции в США в начале 60-х годов

    О некрасовцах



    В 1708 году, после подавления восстания Булавина, казаки, жившие в городках по верхнему Донцу и по северным притокам Дона (Хопру с Бузулуком и Медведице), в большей своей части были уничтожены ка­рательным отрядом кн. Долгорукова, имев­шего на этот счет самые строгие распоряже­ния самого царя — Петра 1-го. Остатки вер­ховых казаков, спасаясь от верной гибели, разбежались по лесам и другим укромным местам. Казаки шести городков по среднему Дону — Есауловского, Зимовейского, Кобылянского, Верхне-Чирского, Нижне-Чирского и Пятиизбянского, опасаясь репрессий, со всеми семьями, в числе около 4.000 человек, во главе с атаманом Есауловского городка — Игнатом Некрасовым, правой ру­кой Кондратия Булавина, совсем ушли с До­на. Некоторое время они жили на Кубани, но потом, не чувствуя себя в безопасности, всту­пили в переговоры с турецким правитель­ством на предмет переселения в Турцию. Пе­реговоры увенчались успехом. Казаки, под водительством своего атамана Некрасова, переехали в Турцию, где вокруг озера Майнос и образовали несколько поселений. Здесь они жили так, как жили на Дону, т. е. упра­влялись Кругом и выборными атаманами. Как общее правило, с местным турецким на­селением они не смешивались, роднясь посредством браков между собой и свято со­блюдая казачьи обычаи, православную веру и родной язык. До 1900-х гг. турки не брали казаков на военную службу, но позже, на общих основаниях, стали призывать их в армию. Не мало казаков погибло в Первую Мировую войну в турецких рядах. В 1913 г. часть некрасовцев решила вернуться на ро­дину и с этой целью двинулась в поход к русско-турецкой границе на Кавказе. Здесь казаков застала война и они поселились кто где мог. Одним из них удалось устроиться на Кавказе, по ту сторону турецкой границы, другие рассыпались среди прифронтового турецкого населения.

    После Второй Мировой войны советский посол в Турции стал посещать некрасовцев и уговаривать их вернуться на «родину», где, по его словам, их ждала «прекрасная жизнь». Казаки долго не соглашались, но были особые причины, которые заставляли их серьезно думать об уходе из Турции. До 1920-х гг. казаки сохраняли свои фамилии, но после этого они должны были менять фа­милии и имена на турецкие, т. ч. получилось, что у каждого казака было свое христиан­ское имя и старая казачья фамилия и в то же время имя и фамилия турецкие. Кроме того, за истекшие свыше двухсот 50 лет каза­ки все перероднились между собой, смеши­ваться же с турками ни за что не хотели. Они обращались во многие страны с прось­бой принять их, но дело подвигалось очень медленно и не было никакой уверенности в успешном его разрешении. Поэтому в 1962 году часть некрасовцев поддалась на угово­ры советского посла и согласилась ехать в СССР. Уехало их туда 993 человека обоего пола. Остальные же, благодаря ходатайству Толстовского Фонда, взявшего на себя всю ответственность за переселенцев, по особо­му разрешению генерального прокурора Ро­берта Кеннеди, брата президента, прибыли США.

    В США некрасовцев встретили очень хо­рошо — на аэродром прибыло много пред­ставителей Американской общественности, печати и телевидения. Некрасовцев было 224 человека. В газетах их называли то «ста­роверами» («олд беливер»), то «казаками» или «казаками - некрасовцами». Подробно описывалось, почему и как более двухсот лет тому назад покинули казаки свою родину. Было множество фотографий. Прибыли ка­заки на двух самолетах и были размещены в двух местах: на ферме Толстовского Фон­да и в местечке Сибрук. Одну группу (мень­шую) составляли поповцы, другую старове­ры-беспоповцы, не признающие священства. Обе группы привезли с собой старинные иконы и богослужебные книги, причем есть книги до Никоновского периода. Иконы то­же очень старого письма и, как и книги, довольно хорошо сохранились. Несмотря на то, что уже несколько поколений родилось в Турции, все казаки хорошо говорят по-рус­ски — вернее так, как говорили у нас на До­ну в хуторах и в последнее время до револю­ции. Иногда попадаются в разговоре старо­славянские слова, но не так много. И взро­слые и дети говорят по-хуторскому и это по­нятно, т. к. учились языку они у родителей, а писать — по богослужебным книгам. Ка­зачки сохранили ту одежду, которую носи­ли на Дону их прабабушки времен Булави­на и Некрасова. Мужчины одеты более или менее по городскому, но женщины почти все имеют одежду сшитую ими самими, причем такую, какую носили их предки, по всей ве­роятности покрой передавался от матери к дочке... Староверы-беспоповцы все носят бороды и никак не хотят бриться, староверы-поповцы — большей частью уже бритые и многие из них жили по городам. Вообще же в Турции некрасовцы жили в своих селах, занимались рыбной ловлей и сельским хо­зяйством и только кое-кто из них в послед­нее время жил в гор. Истанбуле. До 1926-7 гг. управлялись сами и выбирали Атамана, но после править ими был назначен турец­кий сельский начальник. Беспоповцы имели свой молитвенный дом и при нем наставни­ка и попечителя, а у поповцев было две церкви и священник. Так хорошо, что они со­хранили свой язык и веру, среди них можно себя почувствовать, будто очутился ты вдруг на Дону до революции... Такие же обычаи и весь уклад казачьей жизни, вплоть до ме­лочей. Песни — старые казачьи /byilevyie , давно уже забытые на Дону, новых, после Булавинского периода, не знают...

    У всех некрасовцев турецкие паспорта, на второй странице которых, в графе «нацио­нальность», написано: «казак». В США они привезли, как уже упоминалось, иконы ста­рого письма и богослужебные книги и ждут из Турции церковные облачения, которые должны скоро придти. Здесь им хотелось бы жить всем вместе, но это довольно труд­но, т. к. невозможно устроить столько лю­дей, не знающих языка и новых условий жизни, куда либо на одну фабрику. Многие из них уже устроились на работу и когда могут, то собираются вместе по праздникам. Очень интересны песни старинного напева, которые они «играют», такого напева боль­ше уже не услышишь. Хорошо было бы эти напевы записать теперь же, пока сами не­красовцы их еще не забыли...

    В первое воскресенье по приезде некрасовцев, на ферму Толстовского Фонда, где они тогда жили почти все вместе, явилось много репортеров местных газет и камероманов и последние сделали много снимков для программы телевидения. Теперь некра­совцы постепенно расходятся по разным го­родам и очень этим недовольны: это меша­ет им быть вместе. Поповцы хотят уже строить себе церковь и все хотят иметь свой, не­красовский, центр.

    Когда некрасовцы прибыли в США, то га­зеты писали, что приехали казаки и рас­сказывали подробно о том, почему они дол­жны были покинуть свою родину — Тихий Дон. Правда, некоторые газеты называли их просто староверами, но большинство все же казаками. Все знали, что прибыли казаки и местное население, никогда раньше не слы­шавшее слова казак, теперь о казаках знает. Бал такой случай: когда я поехал по­сетить некрасовцев в Сибруке и спросил в одном магазине, где живут приехавшие из Турции, то продавщица мне ответила: «А-а, это казаки, что прибыли недавно? Они жи­вут»..., следовало название места... В про­грамме телевидения тоже много говорилось о казаках.

    Нью-Йорк.

    Л. Попов 

    РК № 49. Ноябрь-Декабрь 1968

    О некрасовцах - читать

    Казачьи хоры и исполнители:
    Кубанский ансамбль Захарченко Хор Сретенского монастыря Донской хор Жарова лучшее Другие Ансамбль Александрова Сакма Братина Хор Валаам Криница Казачий круг Станица

    Об истории казачьих войск в других статьях: